Rambler's Top100 Приём на работу материально ответственного лица

Скачать программу для кадровиков и руководителей (учёт кадров)

Приём на работу материально ответственного лица



При каких условиях можно заключать договор о полной материальной ответственности

Если будущая работа сотрудника связана с обслуживанием материальных ценностей (денег, товаров), с ним при приеме на работу можно заключить договор о полной материальной ответственности.

По общему правилу, действующему в трудовом законодательстве, за причиненный фирме ущерб сотрудник несет ограниченную материальную ответственность - только в размере его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). В этом случае взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя, которое может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного ущерба (ст. 248 ТК РФ). Но материально ответственные сотрудники возмещают ущерб, причиненный по их вине, в полном объеме.

Материальная ответственность возникает, только если сотрудник виноват в причинении ущерба. Если же ущерб возник из-за действия непреодолимой силы (пожар, наводнение, иное стихийное действие), ответственность сотрудника исключается. Он не будет виноват и в том случае, если причинил ущерб имуществу фирмы, используя его для необходимой самообороны.

Договор о материальной ответственности можно заключать далеко не со всеми сотрудниками, а только с теми, которые:

  • непосредственно обслуживают или используют деньги (товар) или иное имущество, принадлежащее организации;
  • достигли 18-летнего возраста (ст. 244 ТК РФ);
  • их должность или работа включена в Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (утверждены постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).
В трудовом договоре с сотрудником, который будет обслуживать материальные ценности, оговаривайте условие о том, что он несет полную материальную ответственность на основании соответствующего договора.

Это поможет вам в дальнейшем избежать неприятностей, если подчиненный откажется подписывать договор о полной материальной ответственности - ведь если он согласился с таким условием при приеме на работу, он просто обязан подписать и сам договор. За отказ может последовать дисциплинарное взыскание.

Не заключайте договор о материальной ответственности с бухгалтером.

Бухгалтеры не могут считаться материально ответственными лицами, поскольку они не работают с деньгами или товарами напрямую. Эта должность не включена в перечни должностей и работ, утвержденные постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85, и такой договор не будет иметь юридической силы. Другое дело - если бухгалтер совмещает должность кассира. Тогда с ним можно заключить такой договор, но полную материальную ответственность он будет нести только за тот ущерб, который причинил, исполняя обязанности по должности кассира, а не бухгалтера.

Какие положения включить в договор о материальной ответственности?

Составлять договор с нуля не нужно - формы договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности утверждены постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. Их можно при необходимости изменить или дополнить необходимыми положениями. Например, в договоре о материальной ответственности кассира предусмотреть требование об установке на входных дверях кассы дополнительного сейфового замка; в договоре заведующего складом - условие об оснащении склада кондиционерами, поддерживающими температурный режим, необходимый для сохранности товара.

Можно ли не заключать отдельный договор, а прописать в трудовом договоре, что сотрудник несет полную материальную ответственность?

Такое условие не будет иметь юридической силы, если не заключен отдельный договор о полной материальной ответственности (индивидуальной или коллективной). Без этого договора сотрудник будет нести ответственность за причиненный ущерб на общих основаниях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 241, 243 ТК РФ). Исключение составляют руководитель организации, его заместители и главный бухгалтер - условие о полной материальной ответственности этих сотрудников можно предусмотреть прямо в трудовом договоре (ст. 243 ТК РФ).

Что делать, если уже работающий сотрудник отказывается подписать договор материальной ответственности?

Такого сотрудника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Если обслуживание материальных ценностей является основной функцией сотрудника (что было оговорено при приеме на работу) и в соответствии с законом с ним может быть заключен договор о полной материальной ответственности, отказ от заключения такого договора следует рассматривать как неисполнение трудовых обязанностей. Об этом говорится в пункте 36 постановлении Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Для кого можно ввести полную коллективную (бригадную) ответственность

Полная коллективная материальная ответственность необходима в тех случаях, когда сложно разграничить ответственность сотрудников за сохранность материальных ценностей (ст. 245 ТК РФ) и заключить с каждым договор об индивидуальной материальной ответственности. Например, коллективная ответственность часто устанавливается для кладовщиков, грузчиков, продавцов. Нередко ее вводят фирмы, которые занимаются ремонтом бытовой техники, оказывают услуги прачечных, химчисток, осуществляют перевозку и доставку грузов.

Трем продавцам-консультантам вверен один товар - коробки с обувью. Как заключить с ними договор о полной коллективной материальной ответственности?

Если продавцы уже работают, а в их трудовых договорах отсутствует условие о полной материальной ответственности, вам придется заключить с сотрудниками письменные соглашения об изменении условий их трудовых договоров в соответствии со статьей 72 ТК РФ. При отказе сотрудника продолжать работу в изменившихся условиях ему нужно предложить другую имеющуюся работу, а если вакансий нет или сотрудник отвергает все предложения, оформить увольнение по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Скачать кадровую программу учёта сотрудников и автоматизации отдела персонала для кадровиков "Отдел кадров 2017"

Скачать бесплатно программы для автоматизации учёта кадров, расчёт стажа, документооборота, учёта договоров и клиентов (CRM-система)

Наименование программыОписание программыОбъём программы



Особенности программы: гибкое штатное расписание без ограничения уровня вложенности с возможностью включения филиалов с собственной структурой;импорт и экспорт данных по сотрудникам из программ 1С (Бухгалтерия, Зарплата и Кадры, Комплексная и т.д.);сохранение приказов и отчетов в редактируемых форматах XLS, DOC или ODT, ODS (независимо от того, установлен у Вас Microsoft Office или Open Office);табель учета рабочего времени, автоматически формирующийся на основании существующих приказов по сотруднику и графику его работы. Табель имеет удобный интерфейс редактирования и ввода отработанных часов. Все изменения, внесённые в табель, сразу отражаются в документообороте в виде соответствующих приказов;возможность хранения внутри программы внешних документов в различных форматах (Word, Excel, изображения и т.д.);возможность приёма нескольких сотрудников с различными ставками на одну штатную единицу;возможность работы одного сотрудника на различных должностях в рамках одной организации на различных ставках;26 Мб


Удобная и простая программа кадрового учёта, позволяющая автоматически формировать большинство кадровых документов (штатное расписание, личная карточка, приказы, отчёты для ПФР). Основные возможности программы "Отдел кадров": хранение в базе личных данных о каждом сотруднике, расчёт общего стажа, непрерывного стажа и стажа работы на данном предприятии, учёт отпусков, учёт командировок, отпусков и поощрений. Автоматическое составление штатного расписания, личной карточки и всех кадровых приказов.2,7 Мб


Программа имеет следующие преимущества по сравнению с программой "Отдел кадров 6.0":не требует наличия установленного Microsoft Access, программа "Отдел кадров плюс" полностью автономна;программа позволяет сохранять все приказы и отчёты в формате Excel;программа позволяет вести полноценный табельный учет по форме Т-12;программа хранит и отображает структуру предприятия в удобной древовидной форме.5,9 Мб


Программа разработана для помощи кадровикам при расчёте стажа. По записям в трудовой книжке производится расчёт общего и непрерывного стажа сотрудников. Все расчёты, производимые пользователем автоматически сохраняются в базе данных. Таким образом программа представляет собой электронную картотеку трудовых книжек сотрудников. Программа имеет полностью заполненный справочник статей увольнения согласно новому Трудовому Кодексу. Интерфейс пользователя программы интуитивно понятный, и для работы с программой не требуется глубоких знаний по работе с персональным компьютером. Также программа имеет функцию вывода на печать отчёта о стаже сотрудников.1,7 Мб


Программа позволяет вести учет внутренних документов, входящей и исходящей корреспонденции (факсы, e-mail, почтовые письма и т.д.). Вы сможете назначать список ответственных за согласование входящих документов с последующим отслеживанием статуса с уведомлением о дате согласования. Программа может привязать к документу неограниченное количество вложенных файлов любого формата (отсканированный факс, файлы MS Word, MS Excel и т.д.), вести структурированые справочники по сотрудникам (согласователи и исполнители), организациям (получатели и отправители), формировать наглядные отчеты по внутренним документам (вести журнал документов по организации) и корреспонденции, производить поиск необходимого документа по одному или нескольким реквизитам (номер, тип, дата создания и т.д.)4,3 Мб


Программа предназначена для автоматизации работы с договорами. Необходимость учета договоров возникает в тот момент, когда с помощью обычного журнала договоров, таблицы Excel или справочника учетной системы невозможно составить ясную картину договорной деятельности, планировать и контролировать расчеты и сроки работ по договорам.Программа "Документ плюс" уменьшает рутинную и однообразную работу по подготовке и согласованию договоров, расчетам и позволяет быстро получать оперативную и аналитическую информацию по договорам, связанным с ними работам и операциям.5,8 Мб


Программа служит для автоматизации торговых операций (формирование документов), работы с клиентами (CRM) и формирования отчетности по торговой деятельности (аналитика).Функции: управление контактами, история взаимодействия с клиентами; управление рабочим временем; автоматизация документооборота; аналитика; функциональные инструменты.4 Мб


Программа для автоматизации журнала приказов учебного учреждения. Программа формирует реестр специальностей, курсов, групп, студентов и приказов (выписок). Внедрение программы позволяет сэкономить время на формирование приказов (выписок) и повышает эффективность ведения журнала приказов в учебном заведении. Программа автоматически формирует приказ о зачислении, приказ о переводе на следующий курс, приказ об оплате за обучение по индивидуальному плану, приказ о переводе студентов на ускоренную форму обучения, приказ о предоставлении академического отпуска, приказ о восстановлении в число студентов, приказ об отчислении, приказ о допуске к защите дипломных работ и сдаче итоговых государственных экзаменов и другие приказы1,8 Мб

Все программы (Отдел кадров 6.0, Отдел кадров плюс, Отдел кадров 2017, Расчёт стажей, ДокПартнёр, Документ Плюс, Клиент Плюс, Журнал приказов. Образование) одним архивом.55 Мб